воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Мои разработки. В.И.Белов "Валдай и Кузя". Стратегия «Чтение с остановками» на уроке литературы в 5 классе

В.И.Белов "Валдай и  Кузя". Стратегия «Чтение с остановками» на уроке литературы в 5 классе
      Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма» - это набор стратегий, которые позволяют ученикам эффективно работать с информацией, принимать обдуманные решения, взаимодействовать с окружающими людьми. В основе этой технологии лежат три фазы: фаза вызова (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме, пробуждение познавательной активности, определение направления в изучении темы), фаза реализации смысла (активная работа с информацией, сопоставление изученного материала с другими мнениями), фаза рефлексии (самостоятельная систематизация нового материала, определение направления для дальнейшего изучения темы). На уроках литературы можно с успехом использовать большинство стратегий РКМЧП. Например, «чтение с остановками», «вопросительные слова», «толстый и тонкий вопросы», «ромашка вопросов», «условные значки», «таблица – синтез», «идеал», «знаю – хочу узнать – узнал», «бортовой журнал», «до и после», «зигзаг», «уголки», пятиэтапная стратегия создания письменного текста, РАФТ, «шесть шляп мышления Боно».
     Стратегия «Чтение с остановками» пробуждает интерес детей к книге, развивает навыки критического мышления. Рассмотрим, как реализуется данная стратегия на уроке литературы. 1.Информация о личности автора, приближенная к опыту детей, или сюжетный рассказ учителя о собственном знакомстве с этой книгой. 2.Обсуждение названия произведения, прогнозирование. 3.Чтение текста с остановками, во время остановок учитель задаёт предварительно подготовленные вопросы, которые будят критическую мысль ученика (Что произойдёт дальше? Что заставило героя поступить так? Чем закончится рассказ), словарная работа. 4.Обсуждение содержания, интерпретация сюжета или написание эссе.
Конспект урока литературы в 5 классе 
Тема. Учимся читать и понимать художественный текст. В.И.Белов "Валдай и Кузя"
Цель. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи. 1.Образовательная: повторить «Модель работы читателя с текстом«, роль прогноза, установки и диалога с текстом; знать факты биографии писателя, текст рассказа «Валдай и Кузя«, его лексические особенности; уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать текст, находить лексические средства, определять их роль. 
2.Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. 
3.Воспитательная: формирование критического отношения к тексту; воспитание читательской позиции. 
Оборудование. 1.Наглядный материал. 
"Модель работы читателя с текстом" 
I До чтения 
Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. 
II По ходу чтения 
Установка. Внимание к слову. Скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. 
III После чтения 
Понимание. Переработка информации. Вторичные тексты. 
Фотография писателя. 
2.Дидактический материал. 
Инструкция "Как составить план текста" 
1.Выдели существенные мысли. 
2.Раздели текст на части вокруг существенных мыслей. 
3.Озаглавь каждую часть. 
Памятка «Толковый словарь» 
1.Большинство слов (фразеологизмов) обнаружено. 
2.Правильное толкование. 
3.Нет орфографических и пунктуационных ошибок. 
4.Аккуратное оформление. 
Теоретические понятия. 
Лингвистические понятия: фразеологический оборот, разговорная лексика, лексическое значение, толковый словарь, фразеологический словарь. Понимание текста: текст, прогноз, установка, диалог с текстом, скрытый вопрос, главная мысль, тема, информация, вторичные тексты (план), название. Технологии обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо (приём «Чтение с остановками«, вопросы), обучение приёмам понимания текста («Модель работы читателя с текстом« Г.Граник), групповое обучение (деловая игра). 
Ход урока 
I . Целеполагание. 
Мы продолжаем серию уроков по теме «Учимся читать и понимать художественный текст». Сегодня мы попытаемся понять произведение, используя «Модель работы читателя с текстом«. 
II. Актуализация. 
Вспомним, как работает внимательный читатель с книгой. 
Что делает читатель до чтения? 
В чём состоит прогнозирование до чтения? 
Что делает читатель по ходу чтения? 
Какой и почему может быть установка читателя? 
Как читатель ведёт диалог с автором текста? 
Что мы понимаем под вниманием к слову? 
Что такое главная мысль текста? 
Что делает читатель после чтения? 
III . Работа с текстом. 
I . До чтения. 
Мы сегодня читаем рассказ Василия Ивановича Белова. 
Что вы знаете об этом писателе? Давайте с ним познакомимся. 
Откройте хрестоматию «Литература Вологодского края . 5- 6 классы«, с.139. Читаем статью по цепочке. Что непонятно? 
Словарная работа. Заранее подготовленный ученик объясняет лексическое значение слов: колхоз, столяр, армия, Литературный институт, лад, живность, сборник, село. 
Что вам известно о Великой Отечественной войне? 
Заранее подготовленный ученик проводит эту часть урока. 
Теперь проверим, как вы поняли прочитанное. Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их. 
Что известно о родителях Белова? 
Какими профессиями владеет этот человек? 
В чём выражается известность Белова? 
О ком пишет он в «Рассказах о всякой живности«? 
Закройте хрестоматию. 
Прогноз. Рассказ называется «Валдай и Кузя«. О чём это произведение? Какие события произойдут в рассказе? 
II . По ходу чтения. 
Учитель читает рассказ, используя приём «Чтение с остановками« 
У детей текста нет, они в тетради записывают непонятное. См. хрестоматию с. 140 – 142. 
Учитель читает первый абзац. Остановка. 
Кто такой Кузя? Чем может быть интересен момент выхода поросёнка на улицу? Что будет дальше? 
Учитель читает второй абзац. Остановка. 
Кто такой Валдай? Что будет дальше? 
Чтение половины третьего абзаца. Остановка. О каком конфликте пойдёт речь? 
Чтение третьего абзаца до конца. Остановка. Что произойдёт далее? 
Чтение до предложения «Так неудачно закончилась первая Кузина прогулка«. Остановка. Какой будет вторая прогулка? 
Чтение следующего абзаца. Остановка. Что будет дальше? 
Чтение до слов «Только бы до Октябрьской дожить!«. Каким будет, по – вашему, финал? Почему в названии есть и Валдай? 
Чтение рассказа до конца. Ваш прогноз сбылся? Почему? Что непонятно? 
Словарная работа. Заранее подготовленный ученик объясняет смысл слов: свиноферма, хлев, дерн, пятачок, пригорок, скотный двор, конфликт, Октябрьская, контраст, волоком, арап, волей – неволей, тщательно, поощрил, в порядке вещей. 
III. После чтения. 
Индивидуальное задание у доски: один ученик составляет цитатный план рассказа (см. «Инструкцию«), второй ученик составляет простой план рассказа (см. «Инструкцию«). 
1.»… ежегодно Федя покупал… поросёнка…». 
2.»…Кузя…припустил вдоль деревни» 
3.»…получился у Феди конфликт с Кузей» 
4.»Ну, погоди!« 
5.»…принёс домой и закрыл в хлеву» 
6.»…бросился он к навозной гуще…» 
7.»…махнул на Кузю рукой« 
8.»Ай да Валдай!« 
9.»…это оказалось в порядке вещей« 
1.Федя ежегодно покупал поросёнка. 
2.Первая прогулка Кузи. 
3.Навозная лепёха. 
4.Возмущение Феди. 
5.Неудачный финал прогулки. 
6.По уши в навозной гуще. 
7.Валдай помог хозяину. 
8.Умный пёс. 
Беседа с классом. 
Какова тема рассказа Белова? Пёс Валдай сам научился помогать хозяину содержать Кузю в чистоте. 
В каких предложениях вы обнаружили главную мысль? В последнем абзаце. Почему в названии клички животных? Заголовок отражает тему рассказа. На первом месте имя собаки как помощника человека. 
IV.Лингвистический анализ текста. 
Групповая работа. Деловая игра «Толковый словарь«. 
Класс делится на шесть групп по 4 человека. 
1,3,5 группы находят в тексте разговорную лексику, записывают слова в алфавитном порядке, определяют лексическое значение. 
2,4,6 группы находят в тексте фразеологические обороты, записывают в алфавитном порядке, толкуют лексическое значение. 
В каждой группе распределяют роли: организатор; издатель; филолог 
( работа с рассказом ); лингвист ( работа со словарём ). У каждой группы есть толковые словари Даля и Ожегова, фразеологический словарь, учебник русского языка для 5 класса под ред. Разумовской. В конце урока группы обмениваются своими толковыми словарями, оценивают проекты, используя «Памятку« ( см. выше ). 
Фразеологизмы: белый свет, со всех ног, вороново крыло, махнул рукой, волей – неволей, принял это как должное, в порядке вещей. 
Разговорная лексика: всякий раз, припустил. Воротил, порыл пятачком, приправить, лепёха, увернуться, нецензурно выражаясь, гад, живьём, батюшко, волоком потащил, верещал, творил, лупил. 
V.Рефлексия. 
Закончите предложения. 
Я на уроке узнал … 
Я на уроке научился… 
Я сейчас чувствую… 
VI.Домашнее задание. 
Письменная работа «Почему в рассказе Белова много разговорной лексики и фразеологизмов?». Пересказ, близкий к тексту, части рассказа. 
Список литературы 
1.Бондаренко М.А. Творчество Василия Белова в школе.- Литература в школе, 2000, №5,6, 2001, №6, 2002, №9. 
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит.- М., 1991. 
3. Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. – Библиотека в школе, 2004, №17-24. 
4. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- С.- П., 2003. 
5. Литература Вологодского края. Хрестоматия для 5 – 6 классов.- Вологда , 2006. 
6. Народное слово в произведениях В.И.Белова. Словарь.- Вологда, 2004. 
7. Потапова Т.В. Маленький человек с большим сердцем.- Литература в школе, 1998, №8.

Комментариев нет: