пятница, 30 ноября 2012 г.

Владимир Аринин: "У меня же в «Оранжевой звезде» не дед с бабкой и внучкой Машенькой, у меня - космос, фантазии и приключения"

Красный Север 28 ноября 2012
«Оранжевая звезда» Владимира Аринина восходит вновь
Владимир Аринин и работник издательства «Легия», молодой прозаик Елизавета Безнина. 
  Владимир Аринин и работник издательства «Легия», молодой прозаик Елизавета Безнина.
В ноябре в вологодском издательстве «Легия» вышло в свет третье издание детской повести-сказки известного вологодского писателя Владимира Аринина «Оранжевая звезда». Впервые она взошла над литературным горизонтом Вологды 33 года назад, еще при советской власти. И с большим скандалом! 
Это произведение было переиздано в 1983 году, и вот сегодня мы вновь можем видеть повесть-сказку на прилавках книжных магазинов области.
28 ноября в Вологодской областной детской библиотеке пройдет презентация нового издания. Коллектив библиотеки давно связывает творческая дружба с писателем, именно поэтому ей и принадлежит право первого представления маленьким читателям «Оранжевой звезды».
На днях мы побеседовали с автором книги, на которой выросло два поколения вологжан, Владимиром Арининым.
- Владимир Иванович, я знаю, что у этой доброй детской книжки судьба когда-то начиналась по-взрослому жестко.
- Да, в 1978 году ее категорически не приняло Вологодское отделение Союза писателей, а для любого издания мнение членов Союза было решающим. Надо сказать, что и моя судьба в литературе - сложная, противоречивая. И все это сказалось при первом издании «Звезды» и постановке пьесы о Батюшкове «Мой гений». И сказка, и пьеса вызвали очень негативную реакцию и даже ярое отрицание  в литературной среде Вологды. «Оранжевая звезда» была забракована.
Писательская организация в Вологде тех лет была очень сильной, знаменитой, но развивалась однобоко, в духе «деревенской прозы». У меня же в «Оранжевой звезде» не дед с бабкой и внучкой Машенькой, у меня - космос, фантазии и приключения. В общем, мне сказали твердое «нет».
- И к тому же в те времена на каждую область выделялись твердые лимиты на бумагу и прочие полиграфические затраты, на гонорары за книжки. То есть вы могли «отобрать» у кого-то возможность опубликоваться. Как же книжка все-таки вышла в свет?
- Во-первых, меня поддержал ныне главный редактор журнала «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов. Уже тогда он был известным критиком, значимым авторитетом. Он напечатал на мои сказки две рецензии - в газете «Красный Север» и московском журнале «Детская литература». Поддержала меня и писательница Людмила Славолюбова. Во-вторых, на мою сторону встало Северо-Западное книжное издательство. Руководство издательства отметило, что это необычная книжка, какой еще не бывало на Северо-Западе, и оно с полной ответственностью будет ее издавать. 50 тысяч экземпляров - гигантский по тем временам тираж! Это вызвало шок в писательских кругах Вологодчины, и мое имя было «предано анафеме».
Но я продолжал писать, сдавал свои работы в Союз писателей, выполняя, так сказать, определенные правила. Все рецензии были разгромными, оскорбительными. В какой-то мере я их понимаю. Вологодские писатели были воспитаны на другой литературе. Я же шел своим путем - от интеллигентской литературы, от Грина, Волошина, Булгакова. Я сложился как писатель в Москве, в высокопрофессиональном литературном кругу, в инакомыслящей диссидентской среде. 
- Но, Владимир Иванович, мы говорим всего-навсего о детской книжке, а тут такие страсти-мордасти…
- Вот и удивительно, что дети-то как раз прекрасно восприняли «Оранжевую звезду»! Книжка имела огромный успех, неслучайно ее переиздали уже в 1983 году. В Вологодском театре кукол поставили по ней спектакль и множество раз ставили в самодеятельных театрах. И потом я получал прекрасные письма от детей. Вот так книжка, которую вначале называли полной неудачей, впоследствии стала зваться первым детским бестселлером на Вологодчине. Вот поэтому она так дорога и значима для меня. Это моя судьба, моя кровь, мои нервы. 
Книжка рассчитана на младший школьный возраст, ее сюжет построен на самых необычных приключениях. Мой герой попадает на другую планету, в мир полулюдей-полурастений, где живут странные существа, где множество тайн, невероятностей, где страшное соседствует со смешным, где есть любовь и смерть, дружба, творчество... Но все это написано так, чтобы было понятно детям.
- Это было похоже на реальную жизнь?
- Конечно. Я писал о том, что нас всех окружает, но в другом восприятии. Моя героиня была сама отчаянность, бой-огонь - Таня, которая в книге превратилась в Астру. Она спрыгнула с обрыва, с которого и мальчишки боялись прыгать, и утонула. В жизни для меня это было огромной трагедией, я плакал много лет.
- То есть это всамделишная история?
- Да. И книжка посвящена ей. Но в книге она не погибает, она улетает в космос. И много лет спустя другая героиня, Галя-Хризантема, в жизни - сестра Тани, прочитала книжку и написала мне письмо из города Тольятти. Цитирую: «Вы - волшебник. Даже я смирилась со смертью сестры, но оказалось, что в мире есть человек, который с этим не смирился и воскресил ее в своей книге».
Первое издание «Звезды» с рисунками заслуженного художника России Генриетты Бурмагиной вышло в 1979 году, второе (1983 год) иллюстрировано бывшим художником «Красного Севера» Галиной Левичевой, нынешнее - Аллой Касецкой.
Я писал так, чтобы дети могли понять, я ничего не выдумывал. Как отметил Игорь Шайтанов в «Красном Севере»: «Аринин пишет о правде, о действительности в удивительно необычном свете».
- А чем вы сами объясняете успех «Оранжевой звезды»?
- Тем, что мне свыше дана богатая фантазия, я люблю строить острые сюжеты. В «Звезде» есть элементы фантастики, детектива, и в то же время это очень романтическая книжка. Вологда - родина великого русского романтика Константина Батюшкова, но так сложилось, что литературно никто романтическое начало Батюшкова не наследовал. Наши замечательные писатели - глубинные реалисты, а Батюшков - он другой: «Мы сказки любим все, мы - дети, но большие. Что в истине пустой?» Его слова - мой девиз. И я по мере моих возможностей иду за Батюшковым.
У нас сейчас время денег, секса, жестокости, но я уверен - романтик будет нужен миру всегда. Я вижу это по своим читателям, которые ни при каких условиях не перестают верить в чудо.
- Чего вы ждете от третьего издания «Оранжевой звезды»?
- Я подвожу итог тому, что сделал в литературной жизни Вологды. Я часто выступаю перед детьми, и порой мне до сих пор приносят «Оранжевую звезду» еще первого издания с просьбой дать автограф. Это значит - мамы сохранили то, что было им интересно в детстве, и передали своим детям. Это самая большая награда для автора. 
Я подвожу итог, но не ухожу - в моем столе еще пять (кроме семнадцати увидевших свет) неопубликованных книг, некоторые из которых я даже не хочу сейчас публиковать, я завещаю их будущему. Так что ждите - сенсации обязательно будут!
Татьяна ГАРАНИНА

Комментариев нет: