пятница, 15 февраля 2013 г.

Станиславский против Вахтангова

Источник
Сергей Виноградов
14 февраля 2013
В Череповце беседой и театрализованными сценками отметили юбилей двух великих режиссеров.
Необычная программа с интригующим названием «Станиславский vs Вахтангов», посвященная юбилеям двух великих театральных режиссеров, прошла в Камерном театре. Действо представляло собой смесь лекции, беседы и сценок (байки из жизни режиссеров).
Нынешней зимой сошлись юбилеи очень близких и при этом очень разных театральных режиссеров прошлого века — в январе исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Станиславского, а в феврале театральный мир отмечает 130-летие со дня рождения Евгения Вахтангова. В их дружбе-противостоянии первый был учителем, а второй учеником. Первый — классик и корифей, второй — новатор и революционер. Оба режиссера до сих пор на слуху у всех, кто занимается и интересуется театром, и пользуются непререкаемым авторитетом. У каждого имеются последователи, в Москве работают театры, названные их именами.
Череповец, который многие считают нетеат-ральным городом, заметил близость юбилеев Станиславского и Вахтангова первым. По крайней мере, в столицах вечеров, посвященных обоим режиссерам сразу, не проводилось.
На афишах Камерного театра, в котором и созрела идея программы «Стани-славский vs Вахтангов», ее жанр был обозначен как «театральная встреча в камерном формате». Под датой и временем начала действа приписка — «Малый зал». Он, этот несуществующий доселе зал, был создан за полчаса в фойе второго этажа Камерного театра, где установили кресла и диваны для зрителей и столики для докладчика и главного эксперта. В этом качестве в Череповец пригласили театроведа, преподавателя Санкт-Петербургской академии театрального искусства Аллу Самохину. Полусотне зрителей, пришедших ее послушать (в основном актеры городских театров, учащиеся театральных студий и студенты гуманитарных отделений вузов), гостья поведала о непростых взаимоотношениях двух режиссеров.
— Не хотелось бы, чтобы мое выступление воспринималось как лекция, скорее это беседа, — сказала Алла Александровна корреспонденту «Речи» перед началом встречи. — Когда ко мне обратились из Череповца с просьбой приехать и рассказать о Станиславском и Вахтангове, мне понравилась эта идея. Я много лет читаю студентам лекции, и они давно превратились в устоявшиеся. Захотелось взглянуть на эти личности с другой стороны, с нового ракурса. И потом, мне очень захотелось поговорить о театре с людьми, которые им интересуются. В нашей сегодняшней жизни так редко это удается. Встречи в таком формате — мой дебют.
Перед встречей гостья побывала на детском спектакле Камерного театра «Снегурочка». «Удивительно. Спектакль идет не первый год, а собирает полный зал — детишки, родители... А сколько пап пришло, в других городах в основном мамы ходят с детьми в театр», — сказала она.
Сегодняшнюю популярность театральных представлений в стране Алла Самохина называет «бумом».
— Меня удивляет огромный конкурс в театральные вузы в наши расчетливые времена, — призналась она. — Сколько людей очарованы театром и хотят в нем работать... При этом они не задумываются о будущем, о том, что, возможно, придется работать в провинции за копейки. Я удивляюсь и вместе с тем радуюсь востребованности профессии.
СПРАВКА
Кто более современен?
Алла Самохина уверена: если бы режиссеры работали сегодня, спектакли легкого выдумщика Вахтангова имели бы больший успех, чем постановки «психолога» и неспешного рассказчика Станиславского.
Сергей Виноградов

Комментариев нет: