суббота, 12 апреля 2014 г.

"Короткометражная лента — возможность рассказать короткую, сжатую историю, заинтересовать аудиторию и, возможно, привлечь к себе внимание"

Источник
Анатолий Сергеев: «Короткометражный фильм я рассматриваю как упражнение»

Анатолий Сергеев, независимый продюсер, сценарист, режиссер. Член жюри Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «ПРОвзгляд». Промо-продюсер «Вий 3D». Автор и режиссер интернет-проекта «Кинологистика». Руководитель одноименной прокатной компании. В 2014 году выпустил книгу «Я не крал твое море».
— Почему мнение зрителей и экспертов, как правило, не совпадают? Могут ли члены жюри смотреть фильм, как обычные зрители? Все-таки, прежде всего, именно для них снимается кино.
Для меня всегда большая радость, когда во время просмотра фильма удается уйти от экспертных оценок, а именно погрузиться в ткань фильма, получить от него удовольствие и забыть о том, что ты находишься в кино. Ты погружаешься в историю, тебе интересно за ней следить и, возможно, даже не хочется с ней прощаться. И вот это, наверное, наивысшее удовольствие и качество фильма, если ему удается так поступить с тобой. Что касается экспертных оценок, ты оцениваешь фильм с точки зрения производства: что было сделано, где, возможно, были какие-то ошибки. Это мешает. Задача члена жюри — не сильно концентрироваться на этих минусах. Если это удается, значит, в фильме что-то есть точно.
— Вы независимый продюсер, не имеете отношения к большим киноконцернам. Связано ли с это с тем, что они мешают творческому развитию, лишают индивидуальности?
Моя независимость, как продюсера, это скорее такая позиция, что я сам хотел бы еще реализоваться. Я смотрю на то, что происходит, пытаюсь найти подходы. Я все время в поиске и, возможно, когда-то стану частью большого киноконцерна, кто его знает... Продюсеров на рынке очень много и по большей части все независимые. У каждого из них есть определенная компания, или спектр каких-то фирм, которые занимаются кинопроизводством. У нас сложный рынок в России. Но любопытно в нем находиться, участвовать во всех этих процессах.
К примеру, снимали в декабре короткометражный фильм. Два последних года работал над продвижением кинокартины «Вий 3Д». Она вышла в прокат в январе. Довольно не плохо, на мой взгляд. Когда я пришел на этот проект, у него был довольно спорный имидж, и было ощущение, что его кассовый потолок 15-17 миллионов долларов. В процессе нашей работы нам удалось победить рынок, аудитория поверила в фильм. Прокатчики поверили. Конечно же, «Universal» как прокатчик мощно помог в этом плане. Отработали по полной программе, и поэтому 38 миллионов долларов сбора «Вий 3Д» — это хороший показатель. После этого я пошел в компанию, которая немного поменьше и не имеет отношения к настоящему кинопроизводству, а только пробует какие-то новые шаги в этом направлении. Мы занимаемся переводом фильмов 3Д, созданием спецэффектов, графики, оказываем постпродакшен услуги компаниям.
— Что сложнее продюсировать короткий метр или полнометражный фильм? И нужны ли зрителю сейчас, в наше время короткометражные картины?
Короткометражный фильм я рассматриваю как упражнение. Здесь нужно понимать, что когда ты занимаешься производством короткометражки, у нее не будет кассового успеха, невозможно будет вернуть затраты на производство. Только в редких случаях, когда появляется какой-нибудь особенный фильм... Например, фильм, к которому я имею счастье быть отнесенным, картина «Туфельки» режиссера Константина Фама. Фильм собрал огромное количество наград нескольких десятков международных фестивалей. В этой картине режиссеру удалось найти такой концепт, который бы трогал душу всех зрителей, несмотря ни на какие языковые барьеры. Такие вещи очень редки. Если ты занимаешься короткометражной картиной, надо для себя определить цели. Прежде всего, кинематографисты хотят примериться к тому, что будет дальше, к своей будущей сфере, пути, как режиссера, продюсера, сценариста. Они пробуют свои силы. Причем, бывают такие истории, которые для полнометражного фильма не подойдут. Поэтому короткометражная лента — возможность рассказать короткую, сжатую историю, заинтересовать аудиторию и, возможно, привлечь к себе внимание. Возможно, таким образом, человек получит путевку в большое кино. Для этого и существуют фестивали короткометражного кино. Я в этом году сам пытался попасть на Каннский фестиваль, отправил им свою картину, они посмотрели, сказали: «Ребята, будем ждать следующих, спасибо за участие». (Смеется) Вот я желаю нашим кинематографистам, которые занимаются короткометражными фильмами, чтобы, прежде всего, у них получалось...
— Если рассматривать короткометражки с Вашей позиции, как некое упражнение, то получается, что короткий метр не может считаться полноценным видом киноискусства?
Почему же... У короткометражек есть своя аудитория, просто она несоизмерима меньше, чем у полного метра. Я хорошо понимаю, что такое коммерческий кинопрокат и мне трудно представить, как уговорить кинотеатры поставить короткометражную картину в программу. Это практически невозможно. Но если говорить о неком сборнике короткометражек, то можно вспомнить, например, замечательный фильм Джима Джармуша «Кофе и сигареты». Он стал сборником короткометражных лент, который в принципе воспринимается всеми, как единое целое, хотя режиссер снимал сначала отдельные истории. Они также участвовали в фестивалях, получали призы, а потом из этого Джармуш удивительным образом, филигранно сплел вот такой альманах историй. Но это опять же единицы. Если у кого-то такой замысел родится, то я поздравлю его с незаурядным мышлением и видением. (Улыбается)
— Возьметесь такой фильм продюсировать?
Я, как самостоятельный продюсер, пока не настолько серьезный, чтобы взять кучку денег и сказать: «Ок, ребята, творите, вперед!» Но каким-то образом участвовать в этом процессе я мог бы, хотя бы консультационно.
— А насколько вообще реально самому снять фильм и самому его продюсировать? К примеру, я режиссер из глубинки, сняла невероятную картину и хочу, чтобы ее показывали в кинотеатрах страны.
Почему нет... Вы знаете, сейчас техническое оснащение уже не играет большой роли. Можно снимать даже на хороший фотоаппарат, который стоит вполне доступно. Все зависит от идеи. Она может быть настолько удивительной, что ее захотят показывать какие-нибудь фестивали. К примеру, в прошлом год это произошло с картиной «Холокост — клей для обоев?» Это любопытный короткометражный фильм на шокирующую тему о том, как современная молодежь совершенно не понимает и не знает, зачастую, что значат такие понятия, важные для истории нашего соотечественника. Поэтому, главное — это идея. Не важно, где ты живешь, нет каких-то географических проблем. Если есть идея, нужно снимать, не думая о том, хватит ли у меня каких-то средств, что техническая база какая-то не та, наши улицы не такие красивые, или мои актеры плохо играют... Нужно попробовать, иначе, как ты разовьешься. Еще Бернард Шоу сказал, что прежде чем напишешь один хороший рассказ, напишешь сто плохих.
— Что происходит сейчас с отечественным кинематографом? Не кажется ли Вам, что развитие технологий в кино — это тупиковый путь.
Это интересный вопрос, и о нем можно говорить очень долго, потому что в последнее время наоборот забрезжил какой-то свет, и начали появляться яркие идеи, которые стоят каких-то трудностей в их техническом создании. К примеру, фильм «Горько!» — феноменальный для меня проект. При бюджете в 1 миллион долларов он собрал 25 и вызвал абсолютную народную любовь. Кто-то, конечно, о нем спорит, кто-то его не принимает, но совершенно точно можно сказать, что это талантливое кино, которое сделано очень тонко и сыграно идеально. Это настоящая жемчужина. Я считаю, что за такими жемчужинами будущее такого «неблокбастерного» кино. Оно обязательно должно присутствовать. Ну, понятно, что есть блокбастеры, за которыми стоит большая сила, деньги, но есть и другое кино. Я бы хотел, чтобы таких жемчужин было больше. Вот кстати, прошлогодний фильм «Жажда» — потрясающий фильм, снятый за копейки, но очень тонкий. Там сильная литературная основа — автор книги «Жажда» Андрей Геласимов. Эта книга во всем мире занимает верхние строчки хит-парада продаж. Я очень горд, что мы с этим писателей из одного города (Якутск, — прим.автора). Я думаю, что, конечно, будут блокбастеры, будет много в скором времени спортивных драм после успеха «Легенды № 17». Кстати, на экспертных советах по сценариям при Фонде кино все больше и больше рассматривается спортивных драм. Но в то же время, фильмы, такие как «Горько!» будут развиваться. Будет «Горько! — 2», и у нас будет такая вот настоящая франшиза. Еще один талантливый фильм «Ёлки». Эта франшиза сейчас разветвляется и уже следующие два фильма будут совершенно в другой концепции. Например, будет картина «Ёлки лохматые» о двух собаках, любопытный эксперимент, как мне кажется. Также будут «Ёлки 1914» — для меня удивительный, новаторский фильм. Он перенесет зрителей в прошлое, где будут разыгрываться тоже какие-то забавные случаи. Эти фильмы выйдут уже в этом году. За всем этим интересно наблюдать. Есть проекты, которые будут вызывать интерес. Некоторые из них сейчас находятся только на стадии подготовки съемок. К примеру, фильм «Беллона» Джаника Файзиева, ребята «Enjoy movies», с которым я часто общаюсь. У них тоже есть ряд проектов, они все время себя совершенствуют в плане комедий. Я очень позитивно смотрю в будущее российского кинопроката. И не только потому, что ходят слухи, что будут введены квоты на присутствие зарубежных фильмов. Совсем не из-за этого. У нас есть киноиндустрия и она развивается, прогрессирует. Я думаю, что все будет в порядке.

Комментариев нет: